Автор:

 Главный военный прокурор

 Республики Казахстан

 Ергали Мерзадинов

Источник: Сайт Генеральной прокуратуры РК 

Принятая августовским 2009 года Указом Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева Концепция определяет правовую политику на предстоящее десятилетие, открывает новый этап в программе развития и укрепления национальной правовой системы.

За прошедшие годы сделано немало по совершенствованию действующего права. Проведена конституционная реформа 2007 года. Начато постепенное преобразование формы государства в президентско-парламентскую республику. Реализуются основные программы, способствующие демократизации государственных и общественных институтов.

Концепция текущего года стала фундаментальной научной основой дальнейшего совершенствования нормотворческой и правоприменительной деятельности государства.

Особое внимание в Концепции уделено развитию уголовного права, как одного из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов.

Концепция четко определяет пути дальнейшего совершенствования уголовного законодательства:

во-первых, проведение жесткой уголовной политики в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающихся от уголовного преследования, а также при рецидиве преступлений, усиление уголовной ответственности за преступления, посягающие на несовершеннолетних, их права и законные интересы, за преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества;

во-вторых, декриминализацию правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, гуманизацию в отношении лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения – беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, людей преклонного возраста и несовершеннолетних.

В этом же контексте представляется важной установка Концепции о том, что в необходимых случаях будет проводиться криминализация отдельных видов правонарушений и впервые предполагается введение уголовной ответственности юридических лиц за некоторые категории преступлений, включая экологические, экономические и коррупционные.

Введение уголовной ответственности юридических лиц в определенной степени является международным обязательством нашей страны. В конвенциях ООН против коррупции и транснациональной организованной преступности, ратифицированных Казахстаном, закреплено, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми в соответствии с настоящими конвенциями, обеспечивает применение в отношении юридических лиц эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие уголовных или неуголовных санкций.

Уголовная ответственность юридического лица применяется в таких странах, как США, Великобритании и Китае. Такая форма ответственности на постсоветском пространстве введена и действует с 2003 года в Республике Молдова.

В рамках реализации Концепции мы полагаем необходимым изучить зарубежный опыт законодательного закрепления такого института. Его введение в уголовном законе представляет особый интерес, поскольку действующая в Казахстане административная практика в отношении юридических лиц требует криминализации отдельных видов административных правонарушений, особенно по делам о нарушениях экологического законодательства. Так как принимаемые меры административного принуждения становятся неадекватными тяжести правонарушений и размеру причиненного государству ущерба.

Важным направлением развития уголовного права является определение возможностей поэтапного сокращения сферы применения уголовной репрессии путем расширения условий освобождения от уголовного наказания.

На наш взгляд, к освобождению от уголовного наказания могли бы быть представлены лица, не представляющие большой общественной опасности, а также совершившие преступления средней тяжести по неосторожности.

Особое значение приобретают вопросы, связанные с внедрением альтернативных уголовному наказанию мер государственного принуждения и сужением сферы применения смертной казни.

В условиях гуманизации полагаем необходимым шире практиковать применение штрафа как одного из эффективных видов уголовных наказаний.

Также целесообразно пересмотреть вопросы применения смертной казни за некоторые виды воинских преступлений, совершенных в военное время. Это касается насильственных действий в отношении начальника, уклонений от воинской службы путем членовредительства, злоупотреблений властью, превышения или бездействия власти.

На сегодняшний день прослеживается необходимость в гармонизации уголовного законодательства с реалиями современной жизни.

С появлением новых способов совершения преступлений в сфере экономической деятельности, нуждаются в совершенствовании отдельные нормы уголовного закона.

К примеру, требует конструктивного обсуждения вопрос о целесообразности введения уголовной ответственности за преступления в банковской сфере, связанные с заведомо незаконным кредитованием.

Также предлагается усилить уголовную ответственность за возбуждение социальной и прочей вражды или розни, которая по действующему закону возможна, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.

В то же время вне закона остаются вопросы организованных групп и сообществ, цель которых заключается в пропаганде идей нацизма, развитии незаконных религиозных течений.

Не предусмотрена уголовная ответственность за изготовление, хранение и распространение религиозной литературы экстремистского толка и прочих информационно-пропагандистских материалов, направленных на разжигание социальной и прочей вражды.

Как показывает следственная практика, в последние годы активизировались проявления организованных форм преступности. В этой связи государству важно установить уголовную ответственность граждан за участие в организованных преступных группах, поскольку уголовный закон определяет ответственность лишь за их создание и руководство.

В настоящее время последовательно претворяются в жизнь основные положения Концепции, направленные на совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В частности, Генеральной прокуратурой разработан проект закона, которым предусматривается сокращение вариативности в санкциях статей Уголовного кодекса, что позволит снизить коррупциогенность норм уголовного закона. Полностью исключается из уголовного законодательства исчисление штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Принятие этой поправки установит исчисление штрафа исключительно в единицах месячного расчетного показателя, что упростит процедуры исполнительного производства.

Проектом закона сокращаются в целом ряде статей уголовного закона необоснованно широкие разрывы между нижними и верхними пределами в сроках лишения свободы, вводится штраф в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы, включается конфискация имущества в качестве дополнительной санкции за финансирование терроризма или террористической деятельности.

По проекту в уголовный закон вводится новый состав преступления – укрытие преступления от регистрации должностным лицом органа уголовного преследования путем неправомерных действий в отношении лица, обратившегося с заявлением или сообщением о преступлении. Это усилит общую превенцию, профилактику и борьбу с должностными преступлениями в сфере приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, обеспечит конституционное право граждан на доступ к правосудию и судебную защиту.

Проектом закона предусматривается исключение возможности недобросовестным участникам уголовного процесса уходить от ответственности за заведомо ложные показания, данные на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. В этой связи обоснованно ожидается снижение препятствий для осуществления правосудия, прогнозируется минимизация количества случаев дачи заведомо ложных показаний.

Общеизвестно, что эффективная уголовная политика возможна только при оптимальной модели уголовного судопроизводства. Поэтому приоритетом развития уголовно-процессуального права на предстоящий период остается последовательная реализация основополагающих принципов уголовного судопроизводства, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина, безусловное привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений.

Для этого требуются оптимальные правовые механизмы в целях быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливого судебного разбирательства и надлежащего применения уголовного закона.

При этом особенно важно усиливать систему гарантий прав и свобод граждан, обеспечивать неприкосновенность частной жизни, ответственность за незаконное использование средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Требует изучения институт так называемой «сделки с правосудием».

Полагаем целесообразным изучить опыт России, где недавно принят закон, предусматривающий смягчение наказания для лиц, согласившихся сотрудничать с правоохранительными органами.

Суть данного принципа состоит в том, что обвиняемый может обратиться к следователю с просьбой заключить досудебное соглашение, согласно которому он обязуется активно помогать в раскрытии и расследовании преступлений, а также в изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого преступным путем. Это позволит, в зависимости от тяжести преступления, максимально сократить срок уголовного наказания либо освободить от ответственности.

Законодательное введение такой практики позволит повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и гуманизировать национальную уголовную политику.

Необходима уголовно-процессуальная регламентация доследственной проверки, направленная, в первую очередь, на создание реальной защищенности конституционных прав и свобод граждан и законных интересов юридических лиц. Это создаст условия для более строгого выполнения требований закона органами уголовного преследования на стадии возбуждения уголовного дела и повысит эффективность противодействия преступности.

Особое место отведено повышению роли прокуратуры в правоохранительной системе страны. При этом Концепция ориентирует на повышение эффективности надзорной деятельности прокуроров, усиление их роли и ответственности в досудебном производстве, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Выполнение этих задач мы видим в реализации конституционного права прокурора опротестовывать законы. Такое полномочие закреплено в Основном законе страны, но еще не определены законодательные механизмы его использования.

Особую актуальность приобретает наделение органов прокуратуры правом расследования уголовных дел о преступлениях, представляющих общественную опасность и сложность. Это законодательное новшество предоставило реальную возможность в формировании профессионального следственного аппарата и расширении процессуальных полномочий прокурора.

Значительным шагом на пути к демократизации и прозрачности судопроизводства, придания особого статуса и повышения ответственности при принятии решений о санкционировании ареста в отношении подозреваемых и обвиняемых стала передача этого полномочия в компетенцию суда.

Вместе с тем, правоприменительная практика свидетельствует о неурегулированности вопросов, связанных с продлением сроков ареста (домашнего ареста) обвиняемого.

Уголовно-процессуальным законом за прокурором, следователем, органом дознания закреплено право о возбуждении ходатайства о санкционировании ареста судом, в то же время, у прокурора и органа дознания нет права ходатайства о продлении срока ареста обвиняемого.

То есть, возникает парадоксальная ситуация, которая не предоставляет возможность инициирования прокурором либо дознавателем ходатайства о продлении срока ареста обвиняемого по уголовным делам, находящимся в их производстве.

В новой Концепции также обозначена необходимость правового закрепления координирующей роли органов прокуратуры в общей системе правоохранительной деятельности.

Законодательное закрепление статуса Координационного совета правоохранительных органов, основной задачей которого является выработка стратегии борьбы с преступностью и коррупцией, предложений по улучшению правоохранительной деятельности, совершенствованию ее правового регулирования, безусловно, повысит эффективность работы всех правоохранительных органов, улучшит их взаимодействие, а установленные Концепцией основные направления правовой политики сыграют значительную роль в дальнейшем успешном развитии государства и общества.