Статья 16 Гражданского кодекса Кыргызской Республики предусматривает, что в случаях,  предусмотренных Гражданским кодексом Кыргызской Республики и другими законами, моральный вред может быть компенсирован и юридическому лицу. А также, пункт 5 статьи 18 ГК устанавливает, что … юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его деловую  репутацию,  вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. Однако законодательство не описывает конкретные особенные случаи, когда моральный вред может быть компенсирован юридическому лицу. То есть, на практике компенсация морального вреда в пользу юридического лица осуществляется в том же порядке и условиях и в тех же случаях, как и физическому лицу. Соответственно, юридическое лицо в Кыргызской Республике вправе претендовать на компенсацию морального вреда.
Но, давайте рассмотрим, что же такое моральный вред. Та же статья 16 ГК определяет моральный вред как физические или нравственные страдания. Как может страдать юридическое лицо, не существующее в реальности, являющееся фикцией только на бумаге. Здравый смысл и прямой текст ст. 16 ГК Кыргызской Республики  подсказывают, что юридическое лицо не может испытывать ни физических, ни нравственных страданий и следовательно не должно пользоваться правом предъявления исков о взыскании компенсации морального вреда. Кроме этого в законодательстве нет точного определения понятию «деловая репутация».
Нам не остается ничего иного, как рекомендовать журналистам и их представителям пытаться, упирая на правила формальной логики, в каждом конкретном случае убеждать судей в том, что: юридическое лицо не имеет права претендовать на компенсацию морального вреда вследствие невозможности претерпевания им такового.

На вопрос ответил Илим Карыпбеков, юрист Media Policy Institut