Наличие в законодательстве Таджикистана нормы о лицензировании аудиовизуальной продукции противоречит как внутреннему законодательству страны, так и международному. Согласно Конституции страны ст. 40 каждому гарантированна свобода творчества. Создание аудиовизуального произведения является творческим процессом. Получается, для того, что бы реализовать свое конституционное право на творчество необходимо получить специальное разрешение, что является ограничением на занятие творческой деятельностью.
Лицензирование аудиовизуальной продукции ограничивает не только занятие творческой деятельности, но также является фактическим разрешением на профессиональную деятельность людей, чья непосредственная деятельность на сегодняшний день находиться в зависимости от специального разрешения – лицензии.
На сегодняшний день, Таджикистан и Узбекистан являются единственными странами, в которых существует порядок лицензирования аудиовизуальной продукции. В Узбекистане как и в Таджикистане лицензированию подлежит деятельность по производству видеопродукции. (Положение «О лицензировании видов деятельности по производству, тиражированию, дублированию, реализации и прокату кино-, видеопродукции» Приложение к Постановлению КМ РУз от 22.03.2004 г. № 135).
Норм регулирующих вопрос производства аудиовизуальной продукции нет не только в законодательстве развитых и экономически устойчивых странах, но и в других схожих с Таджикистаном по уровню экономического развития государствах, таких как Кыргызстан или Грузия.
В законодательстве Кыргызстана «производителем телерадио программ является физическое или юридическое лицо, специализирующееся на производстве теле- или радиопрограмм, теле или радиопередач» (Закон Кыргызской Республики «О Национальной телерадиовещательной корпорации»), как видно из определения для деятельности по производству телерадио программ не требуется специального разрешения.
В Казахстане производство аудиовизуальной продукции не только не подлежит лицензированию, но так же в этой стране были предусмотрены определенные налоговые льготы для поддержания и развития производства национального продукта. В налоговом законодательстве Казахстана (статья 61-1 Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»2002 г.) было предусмотрено положение определяющее, что «обороты по производству и (или) распространению теле- и радиопродукции собственного производства( где к собственному производству относиться «приобретаемая видео- и аудиопродукция (в том числе видео- и аудиоклипы) отечественного и зарубежного производства для дальнейшей трансляции на собственном канале, при условии, что с приобретенной продукцией будут произведены следующие операции: перезапись в телевизионный формат; дублирование на казахский или русский языки; монтаж и др., а так же рекламных услуг, осуществляемых телевизионными и радиовещательными организациями Республики Казахстан, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.
Законодательством Республики Беларуси до 2003 года, производство кино- и видеопродукции (съемку) подлежало лицензированию, но в 2003 году данная норма была отменена.
Почему же в других странах не предусмотрено лицензирование в этой области, а страны, в законодательстве которых находились подобные нормы, решили отказаться от практики лицензирования производства аудиовизуальной продукции?
В соответствии с Законом РТ «О лицензировании» от 01.03.2005 г.N81 и аналогичными законами других стран, к лицензируемым относятся виды деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Республики Таджикистан и регулирование которых, не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием».Таким образом, деятельность, подлежащая лицензированию – это, прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением нравственного или физического ущерба гражданам или угрожает безопасности государства. Исходя из этого понимания критериев лицензирования, другие страны, а их абсолютное большинство, не относят производство аудиовизуальной продукции к лицензируемому виду деятельности, потому что не усматривают ни физических, ни нравственных угроз, со стороны свободного осуществления деятельности по производству аудиовизуальной продукции.
При наличии благоприятной законодательной среды, не предусматривающей дополнительных барьеров на осуществления производства аудиовизуальной продукции, в других странах очень хорошо развит рынок аудиовизуальной продукции. Там существует большое количество продакшн – студий, как крупных так и малых, предоставляющих разнообразный вид услуг по производству и коммерческой реализации различной аудиовизуальной продукцией.
При отмене лицензирования аудиовизуальной продукции в Республике Таджикистан будут развиваться не только предпринимательские (рыночные) отношения в этой области, принося не малые доходы в казну государства, но и непременно должна решиться проблема наполнения контента вещателей отечественной продукцией, которая будет особо актуальна с переходом на цифровой формат, запланированный в скором будущем.
Исключение производства аудиовизуальной продукции из видов деятельности, подлежащих лицензированию не как не отразиться на увеличении контрафактной аудиовизуальной продукцией как считают, те кто высказываются в поддержку сохранения лицензирования в этой области. Наоборот, у телеканалов страны появиться возможность вместо пиратских копий фильмов, переписанных с носителя предназначенного исключительно для домашнего просмотра, показывать продукцию, ориентированную на таджикского зрителя с учетом национальных особенностей.
Говоря о причинах увеличения контрафактной продукции следует обратить внимания прежде всего, во первых на слаборазвитый рынок собственной аудиовизуальной продукции способный удовлетворить потребности местного потребителя, в результате отсутствия которой потребитель вынужден приобретать некачественную пиратскую продукцию, во вторых на отсутствие эффективных правовых механизмов по пресечению производства и распространения данной продукций и в третьих на чисто психологическую проблему связанную с пониманием сущности «интеллектуальной собственности».
Исходя из мировой практики свободного осуществления деятельности по производству аудиовизуального продукта других стран, Таджикистану, находящемуся на стадии развития малого и среднего предпринимательства и развития рыночных отношений, учитывая мировой опыт, стоит исключить производства аудиовизуальной продукции из лицензируемых видов деятельности. Тем самым дать возможность развитию рынка собственной аудиовизуальной продукции.

Автор: Ирина Симонова, юрист ОО «Хома»