28 января президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин, выступая на телевизионной пресс-конференции CSTB, предложил операторам кабельных сетей взять на себя «функции цензурирования» и отключить телеканал «Дождь». Позже пояснил — это предложение никак не связано с политикой. По мнению Припачкина, дальнейшая трансляция «Дождя» после скандального опроса может навредить финансовому положению операторов и их репутации.

К призыву Юрия Припачкина прислушались четыре кабельных оператора: «Ростелеком», «Акадо», «ЭР-Телеком» («Дом.ru») и «Билайн». Еще один партнер «Дождя» — «НТВ-плюс» — (прим. ред.: покрывает более 80% телеаудитории) несколько раз то отключал, то восстанавливал вещание.

Отключившие телеканал операторы комментируют свое решение по-разному. В «Дом.ru», который отключил телеканал первым, объяснили свой шаг отсутствием договора между компаниями – «действующее законодательство запрещает операторам связи транслировать каналы в отсутствие договора». В составе пакетных предложений компании «Дом.ру» канал «Дождь» не указан , однако, по словам клиентов компании, еще 29 января канал работал, передает РИА «Новости». Оперативно прокомментировать правомерность трансляции канала без договора специалисты «Дом.ру» не смогли.

Президент группы компаний «Акадо» Виктор Кореш объяснил остановку вещания «Дождя» «существенным изменением концепции вещания канала». При этом Юрий Припачкин, являющийся совладельцем ГК, заявил, что оператора не устроили условия сотрудничества с «Дождем»: телеканал хотел взимать деньги с «Акадо» за вещание. По мнению Припачкина, это был способ «Дождя» разрекламировать себя через кабельное ТВ, чтобы продавать подписку в интернете.

В свою очередь, гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева была удивлена претензиями Припачкина. По ее словам, «Акадо» платило «Дождю» всего тысячу рублей в месяц. «Раз мы платный канал, раз операторы платят нам деньги, мы не имеем права быть в открытом доступе в интернете, потому что это ломает их бизнес», — прокомментировала странную логику оператора руководитель канала.

Представитель «Ростелекома» Валерий Костарев объяснил приостановление вещания optimistic channel»негативным фоном, сложившимся вокруг телеканала».

Странным выглядит решение компании «Билайн»: утром 31 января стало известно, что оператор отключил «Дождь», хотя еще за день до того в соцсетях представители «Билайн» уверяли пользователей, что не намерены этого делать.

Пресс-службы кабельных операторов уходят от комментариев. Во всяком случае, с представителями ни одной из компаний не удалось связаться ни Лениздат.Ру, ни сотрудникам других медиа. Контактные телефоны, указанные на сайтах, не работают.

Подобное поведение операторов косвенно подтверждает заявление руководства «Дождя» о политической подоплеке происходящего. Генеральный директор телеканала Наталья Синдеева заявлила, что операторам приказано отключить канал «под любым поводом», однако говорить об этом представители компаний могут только конфиденциально. По мнению Натальи Синдеевой, кампания против «Дождя» началась после сюжета про дачи высокопоставленных чиновников – расследование на эту тему провел «Фонд борьбы с коррупцией» Алексея Навального.

«Комментировали только кулуарно, несколько операторов в кулуарных разговорах где-то мне, до кого я дозвонилась, а где-то не мне, а нашим, там, коллегам, о том, что раздавались звонки, — прокомментировала она ситуацию в эфире радиостанции «Эхо Москвы». — В звонках текст следующий: под любым предлогом отключить «Дождь». Проблемы с договором, технические сбои – как угодно объясняйте, но вы должны его выключить, найти причины. И поэтому у всех операторов, кто нас отключил, разная аргументация».

Интересно, что все кабельные операторы, отключившие «Дождь» так или иначе связаны с структурами власти. 75,5% «Эр-Телеком» (Дом.ru) принадлежит ОOО «Пермская финансово-производственная группа» Андрея Кузяева. Кузяев является вице-президентом крупнейшей частной нефтяной компании «Лукойл», аффилированной  с властями. Компания «Эр-Телеком» неоднократно критиковалась за незаконную передачу личных данных абонентов сторонним компаниям и за телефонный спам.

Одними из крупнейших акционеров «Ростелекома» являются Российская Федерация в лице Росимущества (46,99 % акций) и Внешэкономбанк (4,13 % акций). Президент компании Сергей Калугин является вице-президентом той самой Ассоциации кабельного телевидения России. Также интересно, что крупнейший миноритарий «Ростелекома» Константин Малофеев (более 10% акций) – член попечительского совета «Лиги безопасного интернета», организации, известной своими консервативными взглядами на будущее  Рунета.

66% группы компаний «Акадо» принадлежит самому богатому человеку страны Виктору Вексельбергу, которого называют «серым кардиналом Владимира Путина». Совладелец ГК, как упоминается выше, Юрий Припачкин – президент Ассоциации кабельного телевидения. Президент «Акадо» Виктор Кореш – вице-президент АКТР.

Что касается финансовых потерей «Дождя», в редакции по этому поводу настроение оптимистичное. Заместитель финансового директора телеканала Александр Григорьев сообщил в комментарии Лениздат.Ру, что в результате широкого обсуждения атаки на «Дождь» много людей узнают о телеканале, аудитория растет.

Александр отметил, что подводить какие-либо итоги финансовых потерь или приобретений рано – ситуация остается нестабильной. «Что-то происходит, хорошее, плохое, сейчас кто-то отключается, кто-то подключается. Все очень противоречиво, — пояснил Григорьев. – У людей есть другие варианты, как можно смотреть «Дождь». Те зрители, которые смотрели нас через кабельное ТВ, переходят в интернет и платят тысячу рублей в год за подписку, продолжают нас смотреть».

«У нас, конечно, бешено сейчас выросла подписка, и, там, за день (прим.ред.: 29 января) купили столько, сколько покупают обычно, там, в течение недели, — отмечает в комментарии «Эхо Москвы» Наталья Синдеева. — И этот процесс продолжается, сейчас многие люди переживают и говорят: а у нас уже есть подписка, как еще можно помочь».

Тем временем, согласно сообщениям СМИ, «Дождь» еще до отключения «Билайном» был недоступен в 11,2 млн домохозяйств. Среди них «Ростелеком» обслуживает 7,1 млн абонентов, «Акадо» — 1,6 млн абонентов, ЭР-Телеком (бренд «Дом.ru») – 2,5 млн абонентов.

Однако, согласно исследованию Forbes, около 80% средств телеканал получает от продажи рекламы. Тем более, что пользователи в последние несколько дней массово приобретают платную подписку на «Дождь» стоимостью тысяча рублей в год, о финансовом крахе телеканала говорить вряд ли приходится.

А вот операторам грозят штрафы. За отключением могут последовать административные санкции Роскомнадзора. «За жалобу каждого потребителя оператор рискует заплатить штраф в 40 тысяч рублей, —сообщил  в комментарии Лениздат.Ру представитель Гильдии судебных репортеров Павел Нетупский. — Хотя операторы часто включают в договора с потребителями пункт, согласно которому они имеют право изменить пакет предоставляемых услуг в течение 10 дней после уведомления».

Репутационные потери

Операторы, якобы боявшиеся потери доверия пользователей в случае дальнейшего сотрудничества с «Дождем», потерпели куда более значительные репутационные издержки. Во всяком случае, если судить по социальным сетям. Когда «Акадо» заявил об отключении вещания телеканала, бойкот ему объявили главред GQ Russia Михаил Идов, журналист «Коммерсантъ» Александр Черных и другие известные в мире медиа персоны. Бывший руководитель дирекции праймового вещания НТВ Николай Картозия окрестил компанию«Акадо»  «Алькайдо».

В разделе «Дождя» «Зрители с нами» появляются многочисленные сообщения от зрителей телеканала. Они заявляют в Twitter о том, что отказываются от услуг компании «Билайн».

Между тем, в Генпрокуратуре заявляют, что о закрытии телеканала речи не идет: сотрудники ведомства, занимающиеся проверкой «Дождя», пока не обнаружили признаков экстремизма в опросе «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». Проверку продолжает проводить прокуратура Петербурга и Ленобласти.

Анастасия Фролова

Источник: http://lenizdat.ru/articles/1118046/

Похожие записи: