Журналистов в Астане, которые пришли в четверг, 28 ноября, чтобы осветить этот процесс, на заседание долго не пускала охрана Верховного суда. Сначала судебный пристав, не назвавший свою фамилию, сказал, что это закрытое заседание и председательствующий судья возражает против присутствия журналистов и наблюдателей. Хотя накануне корреспондент Азаттыка и журналист газеты «Коммунист Казахстана» Маргарита Никитина аккредитовались в пресс-службе суда, что по сути было дополнительной гарантией возможности увидеть заседание суда своими глазами.

У представителей охраны и пресс-службы ушло более часа, чтобы согласовать с высшим руководством присутствие журналистов на заседании. Внутрь журналистов пропустили, когда уже всё заканчивалось. Судьям хватило трех минут, чтобы объявить отказ в возбуждении надзорного производства по делу оппозиционных СМИ, которые были закрыты в череде общей кампании против них после Жанаозенских событий декабря 2011 года.

Ряд оппозиционных масс-медиа (газеты «Голос Республики — калейдоскоп событий недели», «Республика. Деловое обозрение — дубль 2», «Моя Республика. Факты, события, люди», «Республика — информационно-аналитический еженедельник» и другие, а также 23 интернет-ресурса, включая страницы этих изданий в социальной сети Facebook) по иску прокуратуры в декабре 2012 года были признаны судом «единым СМИ» и запрещены к выпуску. Основанием для иска стал вступивший в силу приговор суда в отношении оппозиционного политика Владимира Козлова, в приговоре эти СМИ были названы экстремистскими.

Юрист Сергей Уткин. Астана, 28 ноября 2013 года.
Юрист Сергей Уткин. Астана, 28 ноября 2013 года.

Правозащитники говорят, что меры против этих оппозиционных СМИ принимались в контексте того, что они поддерживают деятельность оппозиционного олигарха и бывшего банкира Мухтара Аблязова. Власти говорят, что в деятельности этих СМИ были признаки экстремизма.

Как стало известно от юриста Сергея Уткина, представлявшего интересы этих оппозиционных СМИ, заседание Верховного суда было открытое. Действия работников Верховного суда, по его словам, можно расценивать как воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов.

Уткин заявил Азаттыку, что решение об отказе в возбуждении надзорного производства было ожидаемо для них. По его словам, им теперь остается только обратиться в Комитет ООН по правам человека.

— Мы понимаем, что судьи здесь абсолютно несвободны в вынесении решения, хотя на последнем съезде президент Назарбаев говорил, что недопустимо никакое давление и прочее, прочее. Но на наш взгляд, тут, очевидно, над судьями давление очень мощное, потому что они выносят решение «признать единым СМИ». Я приводил им примеры, можно ли признать двух человек или даже близнецов единым человеком, можно ли трех судей, которые сейчас там сидели, признать единой судьей? Нельзя, это глупости, — говорит Сергей Уткин.

Накануне редакции запрещенных оппозиционных изданий распространили пресс-релиз, в котором говорилось, что при рассмотрении их дела по существу в суде не была доказана вина ответчика, а суд применил преюдицию, то есть использовал текст приговора по уголовному делу в отношении оппозиционного политика Владимира Козлова, в котором утверждалось, что в газетах были опубликованы материалы, направленные на возбуждение социальной розни.

Журналисты газеты "Голос республики" в зале суда. Алматы, 6 декабря 2012 года.
Журналисты газеты «Голос республики» в зале суда. Алматы, 6 декабря 2012 года.

«Но это обстоятельство не устанавливалось в суде. Если СМИ посчитали экстремистскими, то согласно гражданско-процессуальному кодексу и закону «Об экстремизме» прокурор должен был обратиться в суд в гражданском порядке. В уголовном порядке СМИ экстремистскими не признают. А когда СМИ признали бы экстремистскими, можно было бы подавать иск о прекращении их выхода. Прокурор же посчитал, что это уже установленный факт. На самом деле его никто не устанавливал», — приводятся слова юриста Сергея Уткина в пресс-релизе.

Напомним, что оппозиционный политик Владимир Козлов в октябре прошлого года был приговорен к семи с половиной годам тюрьмы с конфискацией имущества по обвинению в разжигании социальной розни в период длительной забастовки нефтяников в городе Жанаозен. Забастовка завершилась расстрелом демонстрантов и массовыми арестами 16—17 декабря 2011 года. Тогда полиция применила против демонстрантов огнестрельное оружие, в результате чего, по официальным данным, погибли 17 человек и более ста получили ранения.

Источник: http://rus.azattyq.org/content/verkhovniy-sud-delo-yedinogo-smi/25182961.html