Из года в год финансирование госзаказа в Казахстане только растёт и получают его одни и те же масс-медиа, говорят эксперты. В Грузии между тем от госзаказа в СМИ отказались.
Пиар-материалы по формированию положительного имиджа Астаны должны исчезнуть с полос газет и с телеэкранов, считают медиа-эксперты. Оплачены могут быть, по идее, только публикации официальных нормативных актов, и то с пометкой — из государственного бюджета. Сейчас, уверены эксперты, государство с помощью госзаказа покупает лояльность СМИ, и тем самым убивает профессиональную журналистику.

В Астане во вторник, 3 июля, на круглом столе о проблемах и перспективах государственного заказа презентовали электронную базу получателей дотаций от государства за последние годы.

ДЕНЬГИ ПРОЕДАЮТСЯ НЕПРОЗРАЧНО

Диана Окремова, директор общественной организации «Правовой медиа-центр», говорит, что из года в год финансирование государственного заказа только растет и получают его одни и те же масс-медиа. По ее словам, на проведение информационной политики в этом году в министерстве культуры и информации заложили 152 миллиона долларов, где 20 миллиардов тенге уже заведомо отведено трем крупным телеканалам.

Диана Окремова, директор общественного фонда «Правовой медиа-центр». Астана, 3 июля 2012 года.

​​— Этим СМИ не нужно зарабатывать деньги, им не нужно быть лучшими, они ежегодно получают эти деньги. На наш взгляд, эти деньги из года в год уходят в некуда. Они не вкладываются в развитие отрасли. Они просто проедаются, — говорит Диана Окремова.

Она приводит пример, что в год выделяется порядка 35 миллионов долларов на освещение программ правительства и формирование положительного имиджа определенных министерств.

— Нужно ли нам 30 процентов от общих сумм вкладывать в то, чтобы рассказать, как прекрасно у нас работает правительство, как замечательно реализуется программа «Дорожная карта» и так далее. Искусственное поддержание неконкурентоспособных СМИ, — говорит Диана Окремова.

По ее мнению, это пиар государства в чистом виде на деньги налогоплательщиков. Кроме этого, говорит Диана Окремова, очень сложно определить, как происходит оценка эффективности вкладывания этих денег.

— Мы делали запрос в акимат Астаны и министерство, нам пришли абсолютно бестолковые ответы, что оценка эффективности происходит на оценке содержания контента, — говорит Диана Окремова.

Юрист общественной организации «Правовой медиа-центр» Гульмира Биржанова рассказала на круглом столе, что им с большим трудом удалось собрать информацию о госзаказах в регионах Казахстана. Заявления об открытости тендеров на деле оказались закрытой информацией.

По словам Гульмиры Биржановой, если государство берется субсидировать определенное средство массовой информации, то должно отказаться от влияния на его политику, тогда это будет соответствовать международному праву.

СААКАШВИЛИ ГОСЗАКАЗЫ В СМИ ОТМЕНИЛ

Давид Картвелишвили из Тбилиси, блогер и продюсер русскоязычного телеканала PIK в Грузии, говорит Азаттыку, что у них не существует даже такого понятия, как государственные СМИ. А само словосочетание «средства массовой информации» изъято на законодательном уровне. По его словам, от этого термина в Грузии отказались как от застаревшего, советского. Средства информации, говорит он, не должны быть массовыми, «рассчитанными на зомбирование масс, а они должны достучаться до каждого, отдельной личности».

Все средства информации в Грузии, по словам Давида Картвелишвили, являются свободными, неподцензурными и частными, кроме общественного вещательного телеканала, который существует на деньги налогоплательщиков.

Давид Картвелишвили, продюсер грузинского телеканала PIK. Астана, 3 июля 2012 года.

​​— Печатные средства информации Грузии на 95 процентов — это прооппозиционное мнение. И, купив газету, любую практически, каждый желающий для себя, оппозиционно настроенный человек читает для себя какие-то «желтые» личные сведения о жизни того или иного министра, президента, иногда доходящие до абсурда. Но этот абсурд не преследуется на законодательном уровне. Всё спущено на тормоза. Хорошо это или плохо? По-моему, всё-таки хорошо, потому что люди сами делают для себя нужные выводы: верить этому или не верить, — говорит Давид Картвелишвили репортеру Азаттыка.

По его словам, государственные СМИ в Грузии исчезли после выхода закона о свободе выражении мнения, согласно которому государственные дотации и субсидирование медиа-сферы запретили на государственном уровне. Давид Картвелишвили говорит, что министерство по делам информации упразднено, что исчезли нормативные законодательные акты, которые регламентируют так называемое правильное направление работы СМИ.

Давид Картвелишвили говорит, что ему «немножко, в кавычках, дико всё это слышать», что в Казахстане большое внимание уделяется освещению деятельности правительства.

— Я посмотрел каналы, которые есть в любых отелях. Вот такого внимания на грузинском телемедиа-пространстве к высказываниям там президента, министров каких-то — это просто не уделяется. Медиа-время дорогое. Всё, что нужно сказать о выступлении президента, о его поездке в тот или иной регион, — всё это вполне умещается в какой-то информационный блог любого информационного выпуска. Но так, чтобы пели дифирамбы кому-то или уделяли этому большое внимание, — у нас этого просто нет, — говорит Давид Картвелишвили.

Кроме этого, эксперт говорит, что грузинские представители медиа-сферы, боясь потерять постоянных зрителей или читателей, даже не участвуют в тендерах от государства.

— Они становятся заложниками своих политических принципов, не могут определиться, участвовать им или нет. У каждого министерства в бюджете заложены определенные финансы на рекламные ролики о своих каких-то инновациях, они выставляют их на лот, но, опять же, те прооппозиционные телеканалы — они и хотят заработать, и не могут пускать рекламу с инновациями проправительственного курса, — говорит Давид Картвелишвили.

«СТОИТ ЗАДАЧА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИМИДЖА»

Болат Кальянбеков, председатель комитета информации и архивов министерства культуры и информации Казахстана, говорит, что ежегодно в тендерах на госзаказ участвует порядка 130 средств массовой информации. По его словам, это показывает, что государственный заказ интересен для масс-медиа и орентирован на продвижение социально значимой информации.

Болат Кальянбеков, председатель комитета информации и архивов министерства культуры и информации Казахстана. Астана, 3 июля 2012 года.

​​— Энную часть занимают тематики по пропаганде здорового образа жизни, профилактики наркомании, культурно-нравственное воспитание детей и молодежи. Тематика формирования лотов — тут, да, получается, государство в этой области работает как бы немножко самостоятельно, в отрыве от общества. Мы формируем из тех приоритетов, которые озвучены главой государства в очередном послании, которое присутствует в стратегии-2030, из этого формируется тематика лотов. Она традиционная — продвижение послания президента, Астана… Они сильно не меняются. Если у общественности есть предложения, мы готовы рассмотреть, — говорит Болат Кальянбеков.

По его словам, много денег уходит на открытие новых телеканалов и радиостанций. В планах создание еще нескольких государственных радио с обхватом на всю республику и открытие двух новых телеканалов в сентябре.

— У нас ежегодно стоит задача от правительства, главы государства по продвижению имиджа нашей столицы, продвижению имиджа нашей страны. СМИ в рамках госзаказа рассказывают о развитии в республике, доносят ту полезную информацию, они работают очень эффективно, — говорит Болат Кальянбеков.

По его мнению, несмотря на то что существует критика сегодня, никто на данном этапе не может предложить более эффективное взаимодействие государства и государственных СМИ. Болат Кальянбеков говорит, что нет большого медиа и рекламного рынка, который может покрыть потребности средств информации в существовании и развитии, а поэтому «государство вынуждено взять на себя и поддерживать масс-медиа, чтобы они развивались».

Независимые же эксперты предлагают деньги с государственных заказов направить на развитие отрасли, а не давать их отдельным, избранным СМИ, как это происходит сейчас, а сами конкурсы сделать прозрачными с участием общественности. Диана Окремова отмечает, что они не хотят закрыть какие-то определенные газеты или телеканалы, а хотят сделать их конкурентоспособными с равными возможностями.

Светлана ГЛУШКОВА

Источник: Радио Азаттык