Через неделю после осуждения в Атырау двух гражданских активистов был осужден блогер а Петропавловске, а ещё двух блогеров сейчас судят в Актобе и Павлодаре. Один из подсудимых заявил, что не возбуждал никакой розни, а лишь воспользовался своим конституционным правом на свободу слова.

Автор: Андрей СВИРИДОВ, журналист-обозреватель КМБПЧ

Макс Бокаев и Талгат Аян в Атырау, Санат Досов в Актобе, Ренат Гинатуллин в Павлодаре и Игорь Чуприна в Петропавловске – люди очень разные по своему общественному статусу и степени известности, а возможно и по политическим взглядам. Но их роднит одна общая беда: все они сейчас находятся за решёткой по обвинениям в сугубо «языческих», то есть не насильственных и не имущественных, а сугубо словесных преступлениях.

Атырауские гражданские активисты осуждены к 5 годам лишения свободы по статьям 174 и 274 (плюс денежный штраф по «митинговой статье, но сейчас речь не о ней, а о первых двух). Петропавловский блогер осуждён к 5,5 годам заключения по статьям 174 и 180, а его собратьев по несчастью в Павлодаре и Актюбинске обвиняют по одной 174-й, как бы универсальной для всех пятерых подсудимых в четырёх регионах Казахстана – двух западных и двух северных.

При этом бросается в глаза ещё и своего рода конвейерный характер прохождения этих судебных процессов: суд над Аяном и Бокаевым начался 11 октября и завершился 28 ноября, а уже на следующий день, 29 ноября, начался суд над Досовым. Суд над Гинатуллиным начался 22 ноября и продолжится 12 декабря, а приговор Чуприне вынесен 5 декабря. Если смотреть по дням недели, то видим два первосудебных вторника и два приговорных понедельника плюс ещё один понедельник с продолжением судилища. Вот так и живём, меняя судные понедельники и вторники с прочими днями недели, а вот дождёмся ли освободительного воскресенья?

Соцсети без границ и очень странные сепаратисты

И ещё всех вышеназванных пятерых осуждённых или ожидающих приговора роднит то, что под уголовные статьи о возбуждении национальной или социальной розни (ст. 174), распространении ложной информации (ст. 274) и пропаганде нарушения унитарности и целостности Республики Казахстан (ст. 180) были подведены их высказывания в социальных сетях. Также во всех этих делах присутствует тема одного из «больших соседей» нашей страны – в деле Аяна и Бокаева это тема «китайской угрозы», в делах же Досова, Гинатуллина и Чуприна – российская тема.

Блогера Игоря Чуприна из пригородного села Соколовка Кызылжарского района Петропавловский городской суд осудил за то, что он в период с 1.09.2014 по 20.05.2015 (материала посвежее, видать, не нашлось) при общении с пользователями социальной сети ВКонтакте разместил комментарии о желательности присоединения Казахстана к России. Эти идеи можно расценить как непатриотичные или даже антипатриотичные для гражданина Казахстана, но где же здесь предусмотренная 180-й статьёй «пропаганда нарушения унитарности и целостности РК» (в просторечии – сепаратизм)?

Нарушением целостности страны называется отделение от неё какой-либо части, нарушением унитарности называют автономизацию какой-либо области, однако присоединение целиком одной страны к другой никоим образом не подпадает под «сепаратистскую» статью УК. Здесь налицо расширительное применение статьи 180 и совсем уж «левое» применение статьи 174.

В первом случае приговор северо-казахстанскому блогеру Игорю Чуприне от 5.12.2016 напомнил нам приговор восточно-казахстанскому блогеру Игорю Сычёву от 18.11.2015 (пять лет лишения свободы по той же 180-й статье, но правда, без 174-й) за перепост на своей странице ВКонтакте гулявшего по Интернету опроса о желательности или нежелательности присоединения к соседней стране города Риддера с окрестностями.

Это обвинение несколько ближе к понятию о сепаратизме, преследуемом по закону, но загвоздка в том, что закон карает именно призывы к нарушению целостности или унитарности государства, но никак не опрос пользователей соцсети об их отношении к проблеме. Вопрос не есть призыв, так что и год назад имело место расширительное применение уголовной статьи.

Ещё одна аналогия напрашивается между вынесенным в Петропавловске 5.12.2016 приговором Игорю Чуприне и вынесенным 11.12.2015 в райцентре Кордай Жам­былской области приговором блогеру Ермеку Тайчибекову – 4 года лишения свободы за возбуждение национальной розни путём призывов к объединению Казахстана и России в единое государство. Опять произвольное натягивание предусмотренного законом состава преступления на чисто словесные действия, никаким законом не криминализованное!

Казахстанский закон охраняет боевиков ДНР и русских фашистов?

Павлодарца Руслана Гинатуллина задержали 5 июля – накануне Дня столицы, под маркой которого у нас отмечается день рождения действующего главы государства (вот вам ещё одна сцепка понятий «культ личности» и «политические репрессии»). Через пять месяцев, проведённых в СИЗО, Руслан предстал перед судом по обвинению в возбуждении национальной розни на том основании, что в начале года он разместил на своей странице ВКонтакте ссылку на два видеоролика с YouTube. В этих видеороликах осуждались военные действия на Донбассе и такие явления российской политической жизни, как нацизм и фашизм, – свидетельствуют наблюдатели из Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз».

Однако, по версии следствия и согласно проведенной по запросу следователя экспертизы, в этих роликах содержится призыв к возбуждению национальной розни. Чем именно обоснован этот вывод, нам пока неизвестно, однако богатый опыт правозащитного наблюдательства за подобными судебными процессами подсказывает нам возможность полной голословности таких «экспертиз по вызову» и основанных на них обвинительных актов.

Совсем другое дело – исследования независимых экспертов, самым изве­ст­ным из которых по праву считают доцента кафедры журналистики и перевод­ческого дела университета «Туран», кандидата филологических наук Рахилю Карымсакову (стаж работы по специальности 44 года, опыт экспертной деятельности 13 лет). По её заключению, в представленных следствием видеороликах нет ни малейших признаков возбуждения национальной розни или пропаганды войны, фашизма и нацизма, зато есть однозначное и жёсткое осуждение этих явлений.

Получив две взаимоисключающие экспертизы, прокурор попросил суд на­зна­чить еще одну – комплексную. По-видимому, рассмотрение таковой экспертизы следует ожидать на судебном заседании 12 декабря.

Казахстанский закон охраняет честь российского президента?

Актюбинского блогера Саната Досова судят по всё той же 174-й статье за возбуждение социальной (не национальной – почему мы это подчёркиваем, наш читатель увидит дальше) розни путём критических высказываний о личности и политическом курсе российского президента Владимира Путина.

Составляет ли адресат досовских выпадов одной своей персоной некую социальную группу вроде «социальной группы “российское чиновничество”», как иногда фигурирует в российских делах о «разжигании социальной розни», нам пока неизвестно. Вот если бы Досова вменили то же самое, но в возбуждении не социальной, а национальной розни, то могли бы провести такую логику: Путин – глава не только российского государства, но и всего «русского мира», а значит в его лице казахстанский блогер оскорбил весь русский этнос («Ты всему народу в душу наплевал в моём лице!») – вот вам и возбуждение нацрозни. Однако до такой логики актюбинские церберы всё-таки не додумались.

Поясним, что о процессе фейсбуковского блогера Досова мы впервые узнали не на Фейсбуке или ВКонтакте, и вообще не в соцсетях, а из публикации корреспондента интернет-сайта Ratel.kz Дмитрия Матвеева от 30.11.2016. В своём материале он воспроизводит фрагменты из постов или перепостов Саната Досова, фигурирующие в обвинительном акте по его делу:

«Путин разваливает страну. Никто не будет нападать [на Россию], сам народ поймёт, и тогда трудно будет что изменить. Русский, останови фашизм на своей земле!»

«Задумайтесь, почему Путин всё начинает от имени России, а в конце все кругом виноваты. Куда и зачем ведёт Путин-фашист присвоенную [им] Россию с её несметными богатствами, проводя полномасштабную дебило-мобилизацию народа?»

А ещё Санат Досов на своей ФБ-страничке напомнил о довольно давних уже событиях новейшей истории России – взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске в сентябре 1999-го, на которых Путин, как считают многие в России и за её пределами, как раз и взлетел из председателей ФСБ в премьер-министры, а оттуда и в президенты РФ, а также о гибели в августе 2000-го подводной лодки «Курск», на вопрос о судьбе которой новоиспечённый президент Путин невозмутимо ответил: «Она утонула».

По поводу этих исторических событий актюбинский блогер то ли сам сочинил, то ли перепостил из Рунета незатейливое двустишие:

Взрывай дома, топи подлодку!

Бабло – друзьям, народу – водку.

Из российской карательной практики, которая в ряде своих проявлений покруче нашей, нам тем не менее неизвестно ни одного случая посадки кого-либо в тюрьму за нападки на Путина по поводу взрывов домов и гибели «Курска» впридачу с коррупцией и алкоголизацией. Однако у нас в Казахстане такой случай теперь есть: этот стишок на полном серьёзе фигурирует в деле Досова как вещдок разжигания им социальной розни. Только опять непонятно, к какой именно социальной группе возбуждалась рознь: к Путину и его баблолюбивым друзьям и к водколюбивому российскому народу или к жителям взорванных домов и морякам затонувшего «Курска»?

И ещё нам непонятно, почему в Москве за прошедшие полтора десятилетия до сих пор не привлек­ли по 282-й статье УК РФ (аналог и прототип нашей 174-й) крупнейшего из ныне живущих российских бардов Александра Городницкого за вот эти его строки:

Вечный покой морякам с затонувшего «Курска»,

Вечный позор адмиралам, оставившим их!

Там ведь социальная группа «адмиралы ВМФ РФ» открыто противопоставлена другой социальной группе «моряки с затонувшей подлодки» – чем не разжигание социальной розни? Актюбинские же церберы малость не дотянули, ограничившись банальной «соцрознью» вместо гипотетических «призывов к терроризму» – типа глаголы «взывай» и «топи» своим повелительным наклонением призывают Путина взорвать и утопить ещё кого-нибудь.

По сообщению рателевского журналиста Дмитрия Матвеева, подсудимый Санат Досов утверждает, что у него и в мыслях не было сеять рознь между казахским и русским народами. По его словам, он всего лишь воспользовался свободой слова, которая прописана в Конституции Республики Казахстан.

И нам остаётся лишь солидаризоваться со словами Досова о свободе слова и о конституционном праве гражданина пользоваться этой свободой. А если чего-то добавить, то лишь сугубо правозащитное – о недопустимости преследования граждан за высказывание своего мнения или воспроизведение чьих-либо текстов, если только они не содержат прямых призывов к насилию.

И на закуску – немножко геополитики и формальной логики

В завершение нашего правозащитного обзора хотим поделиться некоторыми наблюдениями относительно логической и геополитичес­кой парадоксальности и без того абсурдной ситуации.

Актюбинские и павлодарские правоохранители арестовали и теперь пытаются осудить по казахстанскому законодательству казахстанских граждан, выступавших против российского президента и негласно поддерживаемых им бое­виков ДНР. Не означает ли это, что казахстанские силовики и судьи в этих горо­дах, расположенных у самой российской границы, живут в представлении, что Казахстан уже входит в состав России, а нашим (ихним) президентом является Владимир Путин?

Но за что же тогда осуждён Игорь Чуприн в Петропавловске и вот уже более года мотает срок в Таразе пророссийский блогер Ермек Тайчибеков? Последний ведь так и писал в своё время на Фейсбуке и говорил на процессе, что его политический идеал – единое казахстанско-российское государство со столицей в Москве, возглавляемое президентом Путиным и премьер-министром Назарбаевым, а можно и наоборот.

Эту геополитическую и логическую (алогичную) конструкцию можно вывернуть и вот ещё как. Представим себе, что таразские и риддерские каэнбэшники год назад и их петропавловские коллеги только что действовали идейно мотивированно как этакие суперпатриоты Казахстана. Неважно, дескать, что публикации Тайчибекова, Сычева и Чуприны не подпадают под букву закона, для нас главное, что эти люди – враги нации и государства, так что расправляться с ними надо по любому, ибо сакральная цель освящает любые средства.

Но в таком случае чем же думают и на кого работают актюбинские и атырау­­ские силовики и судьи, осудившие или продолжающие судить Саната Досова и Макса Бокаева с Талгатом Аяном – безусловных патриотов Казахстана, выступавших за целостность и безопасность своей и нашей Родины?

Источник: https://bureau.kz/novosti/sobstvennaya_informaciya/politicheskie_uzniki_socialnykh_setei/