Украинский Майдан открывает новый фронт ― за овладение информационным пространством. Пока на востоке страны царит неразбериха, а Крым фактически взял курс на независимость, гражданские активисты из числа сторонников новых властей начали кампанию по борьбе с тем, что они называют «кремлевской пропагандой». «Лента.ру» поговорила с создателями проектов StopFake и FakeControl, которые считают, что жителей юго-восточных регионов страны обманывают насчет происходящего в Киеве.

В понедельник, 3 марта, начал работу украинский сайтStopFake.org. Сделали его, как сообщают разработчики, «журналисты, которые считают неправильным и крайне опасным распространение неправдивой информации относительно событий в Украине в целом и в Крыму в частности». «Наша задача состоит в аргументированном опровержении разного рода фейков и дезинформации во всех видах медиа», ― объявили создатели сайта.

С обострением кризиса на Украине и выходом его на международный уровень поиск и передача достоверной информации стала нелегким делом как для украинских, так и для российских СМИ. Если во время противостояния Майдана и верных президенту Виктору Януковичу силовиков речь все больше шла о путанице в информации ― кто первым начал потасовку, с какой стороны начался обстрел митингующих или защищающих госучреждения, ― то в первые дни конфликта в Крыму, 1-2 марта, участились случаи намеренной дезинформации. Сообщения только-только обустраивающихся на местах новоназначенных украинских чиновников требовали постоянной проверки — в первую очередь это касалось силовиков, и особенно тех, что были размещены на полуострове. Рядовые милиционеры и целые РОВД присягали новым властям автономии, подразделения Службы безопасности Украины, таможенники и пограничники оставались верны Киеву, не изменяли присяге и дислоцированные в Крыму воинские части и украинский Черноморский флот, кто-то держал нейтралитет, предпочитая ничего не комментировать. Информационный голод компенсировался потоком непроверенных сообщений и следовавших за ними опровержений. В дело вступила и российская государственная информационная машина, набравшая обороты с самого начала «Евромайдана» и клеймившая украинскую оппозицию за желание увести страну в «Гейропу».

«Просто на выходных обсуждали, что делать со всем этим потоком информационного, простите за прозу, дерьма, которое выливается и в наше, и в ваше пространство… Начали с предложения работать с иностранными журналистами, потому что они тоже зачастую берут изначально неправильные исходные данные. Потом решили, что и для своих тоже неплохо бы проводить пояснительную работу. Так довольно быстро пришли к тому, что нужен сайт, на котором собирались бы фейки и сразу [давалось бы] их опровержение. Лучше ― на нескольких языках», ― делится с «Лентой.ру» историей создания сайта StopFake.org главный редактор портала Delo.UA Катерина Венжик. StopFake ― не единственный проект подобного рода. С середины февраля в Сети действует другой — FakeControl, взявший на себя задачу «очищать информационное пространство от очевидных фейков, уток и манипуляций».

Как и в случае со StopFake, идея у его основателей возникла спонтанно ― в декабре. «Нас, если честно, больше волновала не пропаганда, а банальная истерика в СМИ, когда одни [издания] вбрасывают, другие, не проверяя, репостят ― и волна пошла», ― рассказал «Ленте.ру» один из координаторов проекта, 27-летний киевский программист Михаил Бортник. В отличие от StopFake проект FakeControl создавался не журналистами, а гражданскими активистами, которые до обострения конфликта в Киеве предпочитали обмениваться ссылками на непроверенные панические сообщения со словами «Посмотри, какие белки-истерички».

Но Венжик и ее товарищи, создавая отдельный разоблачительный ресурс, руководствовались другими соображениями. «У меня, например, лента [новостей], как и у вас, ― и я не могу опубликовать фейк, даже если следом за ним последует опровержение ― не дай бог пойдет куда-то в перепечатки, я же потом полдня буду это разгребать», ― объясняет журналистка. По этой причине многое из того, что профессиональные журналисты предпочитали не комментировать, в новостные ленты не попадало, зато на ура подхватывалось блогами и соцсетями. StopFake же, по словам Венжик, позволяет «реагировать на отдельные вышедшие новости и, по сути, купировать распространение лживой информации дальше, тут же давая опровержение».

Сейчас, говорит Венжик, над проектом постоянно работают семь-восемь человек. «Для них это ежедневная обязательная работа, хотя все мы параллельно работаем в своих СМИ. Но еще десятка два человек, а то и больше ― те, кто подключается на один-два часа в день, переводит какие-то отдельные тексты». Столько же ― восемь человек ― включились в работу над FakeControl. Бортник говорит, что проект поддерживается целым сообществом читателей, и благодарит добровольцев-переводчиков, оперативно помогающих создавать английскую версию сайта. Венжик тоже радуется поддержке пользователей: «В первый же день существования сайта нам пришло 51 письмо от читателей с найденным фейками».

После обострения ситуации вокруг Крыма в начале марта все внимание обоих проектов сосредоточилось на противодействии дезинформации, идущей с российской стороны.

В том, что украинских военных блокируют на их базах именно российские военнослужащие, собеседники «Ленты.ру» даже не сомневаются. «Мы собирали данные, которые на сто процентов подтверждают, что это русские солдаты, отправляли это иностранным СМИ, запрашивали несколько МИДов, ― говорит Венжик. ― Под данными я имею в виду фото камуфляжа, оружия, других элементов обмундирования. Даже смешно ― несколько страйкболистов за три-четыре часа выяснили не только, что это стопроцентно российские солдаты, но даже их части».

«За остальных участников проекта расписываться не могу, но для меня доказательством стал один ролик. Там на 59-й секунде видна нашивка на спине с фамилией и званием. Одно дело ― слова, другое ― фамилия с инициалами, которые можно было использовать для поиска во “ВКонтакте”», ― рассуждает Бортник.

В социальных сетях нашли похожего человека ― это россиянин Арман Досанов. Судя по его личной странице во «ВКонтакте» (страница удалена, однако доступна кэш-версия), Досанов, отслужив срочную службу, остался в армии и стал бойцом спецназа ГРУ. Последняя его запись, от 26 февраля, лаконична: «Отпуск».

Сведения, разоблачающие российское военное присутствие, быстро разошлись по соцсетям, попали в украинские СМИ, а уже затем появились в российском медиапространстве. Но Бортник не спешит им доверять: «К сожалению, страница “ВКонтакте” уже закрыта, так что статью мы написать не смогли ― и поэтому я не очень доверяю той информации, которую нарыли другие. Но “самооборона Крыма” вряд ли носила бы воинские звания».

«Кстати, видеоматериалы тоже могут быть фейковыми, поэтому приходится уделять особое внимание деталям, как, например, с “атакой бандеровцев” в Крыму, которую украинские СМИ обсосали со всех сторон ― начиная от автобуса с крымскими номерами, заканчивая вооружением, находящимся на использовании только в российской армии», ― рассуждает Бортник.

Российская сторона военное присутствие в Крыму категорически отрицает. Президент Путин во вторник заявил, что российские подразделения в Крыму не задействованы, а форму, как у «вооруженных лиц без опознавательных знаков», можно купить в любом магазине.

Бортник в ответ на эти заявления российского президента о том, что в Крыму задействованы не российские подразделения, сокрушается: «В Сети сотни роликов, где люди на камеру говорят: “Я из Рязани“, “А я из Волгограда“, ― но нет, это все “самооборона Крыма”».

* * *

Оба проекта называют себя беспристрастными. «Успели проехаться “и по нашим, и по вашим”. Сегодня вот жирный урожай ― нас успели назвать как западными шлюхами, так и кацапскими СМИ», ― говорит Бортник. По его словам, главный критерий отбора новости для анализа ― уверенность в том, что она «хотя бы на 95 процентов фейк».

Бортник приводит примеры появления фейковых новостей и в украинских СМИ. Вот ― распространенные журналом «Факты и комментарии» сообщения о начале погромов во Львове (статья была проиллюстрирована фотографией из захваченного и подвергнутого разграблению в апреле 2009 года здания молдавского парламента), а вот «поход» танков Януковича из Одессы в Киев. Подтверждением факта служила фотография ― как выяснилось, с российскогосайта, где она была опубликована еще в 2010 году.

Также были опровергнуты сообщения о том, что США отправили в Черное море для поддержки Киева авианосец USS George H.W. Bush. Впервые оно появилось на американском сайте Turner Radio Network, было подхвачено украинскими СМИ, а затем попало и в российские издания. FakeControl указал, что, согласноКонвенции Монтрё, Анкара не может позволить пройти через проливы кораблю такого класса. Как показало время, авторы проекта не ошиблись, хотя Турция-таки дала разрешение на проход в Черное море неназванным американским кораблям.

FakeControl поставил под сомнение достоверность широко обсуждающихся в украинской блогосфере сообщений о том, что одни и те же женщины выступали в поддержку России на митинге 1 марта в Харькове и два дня спустя в Севастополе. «Внимательно посмотрев видео, нарезав оттуда портретов и опросив всех, кого могли, к согласию не пришли», ― развели руками авторы сайта.

«Я реально смотрю на вещи и понимаю, что сотни тысяч человек, напуганных тем, чего они в глаза никогда не видели, мне не переубедить. Что с одной, что с другой стороны ― это уже самоподдерживающийся истерический процесс. Моя целевая аудитория ― прежде всего те, кто сохранил достаточно самообладания, чтобы принимать во внимание логические доводы», ― рассуждает Бортник. Но нацелены оба проекта, очевидно, на одних и тех же потребителей информации ― из восточных и южных областей Украины и Крыма, где активно смотрят российское телевидение.

«Естественно, мы рассматриваем соцсети, сейчас это основной канал. Причем упор делается даже не на Facebook, а именно на «ВКонтакте» и «Одноклассники», потому что там есть такие заповедники ― заглянуть страшно», ― говорит Венжик. По ее собственным словам, достучаться до российской аудитории она даже не пытается: «В РФ, по правде сказать, меньше всего на что-то рассчитываем. В первую очередь наша задача ― воспрепятствовать засорению информационного пространства и в итоге мозгов здесь, в Украине».

Она не скрывает, что видит в России воюющую державу, а в российских СМИ ― поставщиков дезинформации. Поэтому она поддерживает уже высказанную при новом правительстве мысль запретить трансляцию российских телеканалов на Украине, хотя и уверена, что такое решение вызовет всплеск недовольства на Востоке. «Трансляция лживой информации из одного государства в другое ― это по всем признакам информационная диверсия, хотят ли телезрители ее смотреть или нет. Поэтому все правильно: мониторить и, если будут пойманы на лжи, отключать», ― обрезает она. Отчасти, наверное, и по этой причине на Украине так радовались известию о том, что Российская общественная коллегия по жалобам на прессу признала сюжет «Украинское вече» в программе Дмитрия Киселева «Вести недели» пропагандой «оскорбительно низкого качества».

Венжик приводит аналогичные истории ― например, телевизионные сюжеты о том, что «чуть ли не все военные базы Крыма сдались российским солдатам». «Крым фактически получил свои собственные вооруженные силы. На сторону полуострова перешло около 90 процентов украинских военнослужащих, расквартированных в автономии. По сути, Крым сейчас сам может самостоятельно контролировать собственные улицы, чтобы не допустить внешнего вторжения», ― рапортовал 3 марта телеканал НТВ. «Но это же чистое вранье!» ― негодует Венжик. Как сообщают представители командования ВМС Украины в Севастополе (их штаб-квартиру, кстати, также блокируют«вооруженные люди без опознавательных знаков»), «ни одна из военных частей, ни один гарнизон или корабль не выполнили ультиматум российских военных сдать оружие и дать присягу на верность самопровозглашенному “правительству Крыма” или покинуть службу». Как утверждают в министерстве обороны Украины, единственным дезертиром оказался сам главком ВМС Украины контр-адмирал Денис Березовский.

Бортник доволен другим разоблачением, сделанным его коллегами, ― речь идет о «вбросе сайта телеканала Russia Today по поводу “двойного гражданства”». Материал RT на самом деле основывался на статье, вышедшей в «Известиях» в ночь на 3 марта. В ней объяснялось, что, согласно внесенному в Верховную Раду законопроекту, «гражданам Украины, которые получат также паспорта РФ, грозит наказание в виде солидного штрафа и лишение свободы сроком от 3 до 10 лет». Законопроект, на который ссылается издание, за подписями депутатов от фракции «Батькивщина» Александра Бригинца, Леонида Емеца и Андрея Павловского был внесен на рассмотрение еще до кровавой развязки кризиса и достаточно активно обсуждался в украинской прессе. Правда, речь в нем идет об установлении ответственности «за неуведомление гражданином Украины о получении иностранного гражданства», которое карается «штрафом в размере ста необлагаемых налогом минимумов доходов граждан». Во всяком случае так следует из официального текста внесенного в украинский парламент документа. «Я лично переводил [на русский язык] отрывки из законопроекта», ― говорит Бортник.

Однако не все российские СМИ вызывают нарекания украинских «правдозащитников», а некоторые даже заслуживают похвалы. К последним относится, к примеру, онлайн-издание «Русская планета», опубликовавшее результаты своего расследования в материале «Пропали беженцы». Журналисты «Русской планеты» не обнаружили следов тех 143 тысяч украинцев, которые якобы покинули страну только за последние две недели, ― именно такие цифры привел телеканал «Россия 24» со ссылкой на данные Совета Федерации. Ту же цифру давало и агентство ИТАР-ТАСС, а за день до этого РИА «Новости» со ссылкой на глав Белгородской, Брянской и Ростовской областей объявило о наплыве беженцев из сопредельного государства. «Я даже приводил [статью «Русской планеты»] в качестве аргумента особо упоротому гражданину, который пытался доказать мне, что сотни тысяч беженцев мы попросту не заметили через вебкамеры», ― говорит Бортник.

Александр Артемьев

Источник: http://lenta.ru/articles/2014/03/07/stopfake/