В Казахстане запретят рекламу на иностранных каналах. Таким образом, лишиться этого рынка рискуют российские телекомпании. Сейчас казахстанский рынок для них крупнейший за пределами страны. Запрет вступит в силу с 1 января следующего года. А еще через год иностранцам придется открыть в республике свои представительства. При этом вещатели, аффилированные с иностранными госструктурами, должны будут отдать казахстанскому партнеру 80% местного бизнеса. Как стало известно газете «Коммерсантъ», Минкомсвязь ведет переговоры о смягчении этих норм, чтобы вещание в Казахстане смогли продолжить в том числе «Первый канал», ВГТРК и НТВ. Главный редактор Еженедельник «Телемаршрут» Александр Герасимов ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Светланы Токаревой.

— Хотелось бы понять, в чем проблема, почему реклама на иностранных каналах не устраивает местных чиновников? Зачем вводятся новые нормы?

— Мне кажется, что здесь можно проследить передел рекламного рынка. Потому что казахстанское отделение не может конкурировать с иностранными, в частности, в данном случае с российскими телеканалами. И, наверное, этот законопроект направлен на стремление как-то изменить ситуацию на казахстанском рынке для национальных телеканалов. То есть, они предполагают, что если будет запрет на рекламу на иностранных каналах, и таким образом все рекламодатели потянуться на местные телеканалы Казахстана, со временем это как-то улучшит качество производимого контента в Казахстане.

В принципе, если это за 20 лет не произошло, я не думаю, что это произойдет в самое ближайшее время. Для Казахстана, я думаю, это будут большие убытки, в частности для кабельных станций, которые теряют российские телеканалы. Плюс это затраты на покупку дорогостоящего оборудования, с помощью которого можно будет удалить рекламные вставки российских каналов.

— Что теряем мы, расскажите, пожалуйста?

— Мы теряем, во-первых, сам рынок Казахстана, я боюсь, что таким законопроектом наши телеканалы не смогут дальше работать, это нам не выгодно будет — это раз. Во-вторых, мы теряем самый большой рекламный рынок после Украины.

— Получается, что новая норма технически и финансово для нас не осуществима?

— На мой взгляд, да, потому что, допустим, в России ввели запрет на рекламу на иностранных каналах, здесь ситуация немного другая была, а в Казахстане представлены очень широко российские каналы, они, в принципе, наравне работают с казахстанскими. В данном случае просто, на мой взгляд, это ущемление именно российского телевещателя на территории Казахстана.

— А вообще насколько вероятно решение этой проблемы, есть ли какой-то выход из ситуации, как вы думаете?

— Если будет введен хотя бы временный мораторий для обсуждения за круглым столом данной ситуации, возможно, можно найти какие-то выходы из принятого закона. Если, допустим, в Казахстане есть «Первый канал „Евразия“» — это совместное предприятие российского «Первого канала» и Казахстана. Есть «31 канал» — он принадлежит Казахстану и 20% акций принадлежат компании «СТС Медиа».

В принципе они работать будут без проблем, у них ничего не возникнет, а для наших, я думаю, стоит договориться, найти какие-то лазейки в этом законе, как-то защитить не только казахстанского зрителя, но и русскоговорящего, который отдает больше предпочтений именно российскому контенту, нежели казахстанскому.

— А чиновники Казахстана не переоценивают свои силы, как вы считаете?

— Боюсь, что в данном случае они как раз недооценивают последствия, которые могут возникнуть после вступления в силу этого закона и запрета российских каналов. Я боюсь, что здесь какая-то авантюра, грубо говоря, потому что это и передел рынка, и устранение российского вещателя с территории Казахстана.

— Есть какие-то уже подписанные контракты наших операторов с казахстанскими телеканалами, эти контракты заключены на определенное время, они автоматически прекращаются, или там возможны какие-то судебные издержки?

— Здесь, в принципе, сразу же убрать российские каналы из кабельных сетей невозможно, все-таки на это уйдет несколько месяцев, поэтому казахстанская сторона тоже должна это учитывать, это во-первых. А во-вторых, уберут российские каналы из кабельных сетей, есть спутниковое телевидение, в данном случае, здесь палка о двух концах, я так полагаю, что просто увеличится покупаемость спутниковых тарелок. Таким образом они будут стимулировать не только национальное вещание в своей стране, но и приобретение спутниковых платформ, что, я думаю, сильно ударит по национальному телевидению.

— Как это перекраивание телевизионного рынка скажется на конечном потребителе, на телезрителях, как вы считаете?

— Я думаю, что здесь, во-первых, пострадает сам зритель, в частности по стоимости покупки контента. Я предполагаю, что даже если этот закон начнет действовать, и действительно наши каналы пропадут, то абонентская стоимость за просмотр российских каналов увеличится, это раз. Во-вторых, я не думаю, что как-то рекламный рынок после ухода российских каналов улучшится для национальных каналов Казахстана, пока у них конкуренции никакой не видно.

— И не предвидится?

— И не предвидится, потому что мы видим, что Россия с Украиной в последние 25 лет очень активно работали, производили друг для друга контент, обменивались им, и, в принципе, контент, производимый, как в России, так и на Украине, также и в Белоруссии, очень высокий. Казахстан, к сожалению, пока этим требованиям не отвечает. И каких-то точек соприкосновения мы пока не видим, потому что, скорее всего, это не из-за рекламного рынка, а из-за качества самого продукта, который в конечном счете доставляется потребителю.

Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2879144