Депутатам парламента Кыргызстана все-таки удалось протащить в трех чтениях «драконовские» поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие наказание за ложное сообщение в СМИ, несмотря на протест гражданского сектора и тружеников пера и телекамер. Журналистов могут лишить свободы на срок до 3 лет, если суд признает ту или иную информацию, основанную на данных собственных источников, недостоверной.

Когда не хватает «достоинства»

Инициаторами данного документа выступили члены фракции «Ар-Намыс». Одна из авторов Эристина Кочкарова пояснила, что таким образом нардепы пытаются бороться с «потоком грязи и клеветы в средствах массовой информации». Причем дама оправдывает данную инициативу тем, что не только работники СМИ будут нести уголовную ответственность. И чиновники, и рядовые кыргызстанцы с активной гражданской позицией, распространяющие через прессу информацию, которая впоследствии окажется не соответствующей действительности, выступят в суде соответчиками. Учитывая «честность» местных судов, не трудно предположить, что инициатива членов парламентского «Достоинства» станет оружием прежде всего самих депутатов против неугодных журналистов.

А эксперты признают, что «не понимают до конца сути утвержденных ЖК поправок и не могут понять принципы реализации закона». Но то, что он помешает журналистам добывать информацию, это факт. Как правило, корреспонденты, и не только в КР, пользуются собственными источниками, не придавая огласке имена и фамилии своих собеседников. Эта практика существует во всем мире, где есть газеты, телевидение, радио и Интернет. Но с принятием этого закона вряд ли найдутся желающие «сливать» остренькое, опасаясь угодить за решетку в случае подачи искового заявления в суд. На «островке демократии» известны случаи, когда в ходе судебного разбирательства так называемый источник отказывался от своих слов, и все бремя ответственности ложилось на плечи журналиста.

Однако авторы поправок уверяют, что их инициатива ни в коей мере не ущемляет свободу слова. Как обычно, у парламентариев пятого созыва виноваты представители пишущей и снимающей братии. Они неправильно интерпретируют сам проект закона, уверена Эристина Кочкарова. «Предлагаемый законопроект трактуют неправильно, другими словами, лишь наполовину. Никто из СМИ и экспертов не отмечает, что предлагают привлекать к ответственности за ложное сообщение о преступлениях. Мы не покушаемся на свободу слова. Впереди большие выборы в парламент страны. Начнутся обвинения в тяжких преступлениях, в коррупции, могут быть искусственно созданные доказательства. Надо привлекать к ответственности людей, распространяющих такие сообщения», — сообщила Эристина Кочкарова.

Еще раз закончить, чтоб начать

На этапе обсуждения документа в профильных комитетах возникали споры. Однако слабые голоса парламентариев Ширин Айтматовой и Мыктыбека Абдылдаева, призывающих коллег не поддерживать эти поправки, и их доводы, почему нельзя этого делать — что парламент «карманный», и работать этот закон все равно не будет, и что он превратится в очередную плетку для «раздражителей», да и списан документ с российского аналога — потонули в дружном хоре всеобщего «одобрям-с».

А ранее с аналогичным предложением выступала представитель фракции СДПК (партии власти) Галина Скрипкина. Ее поправки вызвали широкий резонанс, и автору пришлось отозвать законопроект.

Из 85 нардепов против проголосовали только семь — Ширин Атйматова, Роза Акназарова, Бакыт Джетигенов, Ыргал Кадыралиева, Абдыманап Кутушев, Бактыбек Калмаматов и Данияр Тербишалиев. В четверг депутат от группы «Демократы» Омурбек Абдырахманов, спохватившись, попросил спикера проголосовать по этому документу повторно. Свое требование он объяснил тем, что «депутаты просто не поняли, за что отдали свои голоса». «В том числе и я. Этот закон нельзя было принимать. Это нарушение прав не только журналистов, но и человека, и он противоречит Конституции», — заявил Омурбек Абдырахманов и добавил, что он и еще 10 нардепов направили письмо с рекомендацией рассмотреть вопрос о переголосовании по данному законопроекту на заседании комитета по этике и регламенту.

А ларчик просто открывался

Пока законотворцы ломают копья, правозащитники бьют тревогу. Так, омбудсмен Бактыбек Аманбаев заявил, что этот документ попирает статьи Конституции о свободном доступе к информации и праве на ее распространение, если только речь не идет о свержении существующего строя или призывах к межрегиональной, межнациональной или межрелигиозной розни.

А представители Института медиа полиси, напротив, не усмотрели в поправках в УК КР о «заведомо ложном сообщении» никаких ущемлений прав журналистов либо помех их работе.

«На наш взгляд, законопроект после рассмотрения в комитете по законности, правопорядку и борьбе с преступностью Жогорку Кенеша претерпел значительные изменения и не несет теперь той угрозы для журналистов, которая проглядывалась в первоначальном варианте документа. В том виде, в котором его предложил парламенту комитет, исключены слова «соединенное с публичным обвинением лица в коррупции», а также в соответствие приводится часть 3 статьи 151, где слова «заведомо ложный донос» заменяются словами «заведомо ложное сообщение». В действующей редакции УПК КР говорится о том, что «заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя», — поясняют в институте.

Как отмечается, «сотрудники СМИ перед тем, как писать ту или иную статью, должны помнить о недопустимости распространения недостоверных сведений, о чем их предупреждает существующее гражданское законодательство».

«Но поправки в УК КР касательно «заведомо ложного сообщения» не имеют теперь к ним никакого отношения, в том числе и в связи со статьей 33 Конституции КР, которая устанавливает гарантию запрета уголовного преследования за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности», — сообщает Институт медиа полиси (ИМП).

Как пояснили ИА «24.kg» в ИМП, в случае применения санкций, предусмотренных новыми поправками, это может стать поводом для обращения в Конституционную палату Верховного суда КР. «Любое ограничение свободы слова противоречит Основному закону КР и может быть обжаловано в высшей инстанции», — сообщили в институте.

По словам медиаэксперта Акмата Алагушева, чисто теоретически возможно, что журналиста и привлекут к уголовной ответственности за распространение информации, оказавшейся впоследствии недостоверной. «Такой прецедент был с главным редактором издания «Де-факто». В итоге она покинула страну. Но сейчас другие времена и другая власть. Нас защищает Конституция, а именно 33 статья. Так что в данном случае «ложное сообщение» можно рассматривать не как кнут для СМИ, а как предупреждение тем, кто намерен с доносом обратиться в правоохранительные органы. Если подтвердится в результате проверки, что доносчик солгал, то он будет привлечен к ответственности. Конечно, не юристу в хитросплетениях этого проекта закона разобраться сложно. Но могу сказать однозначно: устраивать ненужную шумиху по поводу принятия документа пока не следует», — считает Акмат Алагушев.

По чем правда для народа?

Теперь слово за президентом. После утверждения палатой поправки в УК КР «о заведомо ложном сообщении» будут направлены на подпись Алмазбеку Атамбаеву. Даже если он и наложит вето, депутаты могут его преодолеть. В этом случае, как заявил Бактыбек Аманбаев, он, как главный правозащитник страны, будет оспаривать незаконность этого документа в Конституционной палате Верховного суда.

Ну а пока в определенных СМИ продолжают публиковаться слухи и домыслы, не выносящие элементарной критики и даже без претензии на достоверность. Однако отчего-то откровенные небылицы, именуемые «ушаками» самих слуг народа и чиновников исполнительной ветви власти не смущают. Тогда что вызывает нервозность у них?

Источник: http://www.24kg.org/parlament/175135-lider-parlamentskoj-frakcii-laquoar-namysraquo.html