Скандал с воровством первополосного материала газеты «С пером и шпагой!» газетой «Общественная позиция» вышел за рамки цехового обсуждения. Некоторые читатели настоятельно советуют пострадавшей редакции подать в суд на нарушителей закона об авторских правах. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию юриста Тамару Симахину, которая уже не раз сталкивалась с подобными случаями. Суть дела можно освежить в памяти здесь. Напомним лишь основные моменты.

Автор: Таисия АФИНИДИ

Ежемесячная газета «С пером и шпагой!» поместила на первую полосу громкий материал «Как Тимур купил Гоге самолет». Коллеги из еженедельной газеты «Общественная позиция» попросили выслать им статью для перепечатки в своем свежем номере. Но разрешение на перепечатку не получили. Тем не менее через два дня вышел номер «Общественной позиции» с тем же заголовком на той же — первой — полосе и полностью скопированным материалом.

Понятно, что в редакции «Пера и шпаги» сочли такой поступок как минимум безнравственным, а как максимум — воровством. Но в медийном и читательском сообществах мнения на этот счет разделились. Кто-то говорил: «Это воровство, подавайте в суд», кто-то обвинял возмутившихся журналистов в «жадности» и даже вывел месседж, что оппозиционные СМИ, мол, должны думать о расширении аудитории, а не о том, чтобы зарабатывать деньги на своем издании.

Мы решили узнать, что думают по этому поводу специалисты, и обратились за комментарием к юристу Тамаре Симахиной.

— В газете «С пером и шпагой!» есть прямое четкое указание, что перепечатка без согласия редакции запрещена, — сразу заметила юрист, вникнув в суть дела. — Таким образом редакция защищает авторские права своих журналистов и имущественные авторские права самой редакции. Можно рассуждать о том, что СМИ — это общественный институт, но не будем забывать, что журналисты должны получать заработную плату за свой труд, а редакция должна получать доходы, чтобы обеспечивать нормальные условия работы.

По мнению Тамары Симахиной, не стоит забывать, что производство СМИ — это бизнес. И на отношения, которые складываются в области издания СМИ, распространяется все действующее законодательство Республики Казахстан. В том числе и закон об авторских и смежных правах.

— Если, как в данном случае, редакция обговаривает, что перепечатка материалов из газеты возможна только с ее согласия, значит, согласие необходимо получить. Если перепечатка сделана без такого согласия, значит, это нарушение авторского права редакции и редакция имеет право потребовать денежной компенсации, — расставила юрист все по своим местам.

Право потребовать такой компенсации имеет и сам журналист, написавший «украденный» материал. «Причем наше законодательство в области авторского права устанавливает очень „хорошие“ штрафы — миллионы тенге даже за единичное нарушение», — заметила Тамара Симахина.

А в данном случае, считает юрист, имеет место не только нарушение авторского права редакции «С пером и шпагой!», но и нанесение реального имущественного вреда.

— Ситуация такая: газета «С пером и шпагой!» выходит раньше, чем газета, которая перепечатала статью. Когда покупатель приходит покупать газеты, несмотря на то что в двух разных газетах есть один и тот же материал, он возьмет более свежую, — объяснила она. — Получается, что у той газеты, которая вышла раньше, просто-напросто рухнул тираж. А если учесть, что редакция газеты «С пером и шпагой!» живет только на те деньги, которые зарабатывает, в том числе и от продажи тиража, то в данном случае редакция недополучит значительную сумму.

На наше замечание, что журналисты «Общественной позиции» считают, что чуть ли не облагодетельствовали коллег — сделали им рекламу, юрист возмутилась.

— Все разговоры о «рекламе» — это просто детский лепет! — считает Тамара Симахина. — Это глупая попытка каким-то образом оправдать свои незаконные действия. Рекламные услуги оказывают по просьбе рекламодателя и за деньги рекламодателя. И потом, если редакция утверждает, что сделала рекламу газете «С пером и шпагой!», хорошо — тогда принесите деньги. Где доход от этой рекламы? Я считаю, что это несуразная отговорка, а на самом деле такой поступок — просто грубое нарушение авторского права журналиста и редакции.

Но если это нарушение закона, то нужно идти в суд? Тамара Симахина считает, что можно договориться.

— Есть возможность решить это во внесудебном порядке. Я думаю, в данном случае даже медиатор не нужен — с той и другой стороны журналисты, главные редактора, все всё прекрасно понимают. Судебный процесс — занятие для юристов, мы находим здесь и интерес, и заработок. А для участников судебных процессов — не важно, истец это или ответчик — это всегда потеря времени, нервов и, конечно, денег. Поэтому, даже понимая хорошую судебную перспективу в споре, на мой взгляд, есть смысл попытаться договориться. Было бы разумно, уважительно и логично, чтобы та редакция хотя бы половину дохода от тиража того номера предложила редакции газеты «С пером и шпагой!», — полагает наша собеседница.

В конце разговора Тамара Симахина затронула этическую сторону дела:

— Часто можно слышать у нас в Казахстане о журналистской солидарности. Ну и где она, эта солидарность, когда всем известно, что редакция газеты «С пером и шпагой!» не имеет каких-то финансовых вливаний и ей тяжело сейчас выживать?!

И действительно, где эта солидарность?!

Источник: https://www.facebook.com/notes/512375078863021/