Президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева, в настоящее время временно исполняющая обязанности председателя правления Союза журналистов Казахстана,  обратилась к Министру информации и коммуникаций РК Даурену Абаеву с открытым письмом, в котором изложила ситуацию со СМИ в Казахстане.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Уважаемый Даурен Аскербекович!

Мои официальные обращения к Вам с просьбой о встрече остаются без ответа. Возможно, у Вас чрезвычайно плотный рабочий график.  Возможно, Вы считаете, что своими притязаниями я нарушаю уложения негласной табели о рангах (я в них плохо разбираюсь и не очень уважаю). Так или иначе, прямое общение проблематично, а вопросы обостряются, поэтому обращаюсь публично.

Я помню всех министров информации независимого Казахстана.  Жизнь самого первого, Алтынбека Сарсенбаева,  автора законопроекта «О свободе слова в Республике Казахстан», закончилась трагически. Остальные отличались разной степенью открытости и велеречивости, но одинаково воспринимали журналистов как дикий табун, который необходимо укрощать, приручать и стреножить.

Ни один из министров информации не был профессиональным журналистом (за исключением того же Алтынбека Сарсенбаева). Не было и нет таковых и среди управленцев  нашего Уполномоченного органа по делам СМИ (пресс-секретарь не в счет).

Нынешние командующие журналистикой управляют тем, о чем не имеют представления. Они не в состоянии понять роль СМИ как общественного института по выстраиванию отношений между государством и обществом. Безграмотные, запутанные условия конкурсов на получение госзаказа выхолостили саму идею освещения и поддержки государственной информационной политики, подпитали бездну банальных, скучных публикаций и повязали руководителей изданий страхом невыполнения противоречивых  формальных требований.

Наш закон «О средствах массовой информации» давно напоминает Франкенштейна по уродливости и агрессивности. Созданный в доинтернетовскую эпоху, он ежегодно обрастает присосками, которые пытаются втиснуть интернет-порталы в прокрустово ложе печатных изданий и глушат творческую инициативу угрозой новых кар.

Нам давно нужен качественно новый закон о СМИ. Закон, который не прописывает, как надзирать, стращать и наказывать —  этим  должны заниматься другие министерства и ведомства, стоящие на страже  порядка;  у  сотрудников тех структур на то погоны, специальные знания и всяческие ресурсы. Новый закон о СМИ должен обеспечить подлинную конкурентоспособность нашим изданиям, стимулировать креатив,  возможность отражать и формировать общественное мнение.

Но взамен нам снова предлагают добавочные заплатки на старый кафтан.   Zakon.kz опубликовал досье на законопроект о дополнениях и изменениях в законодательные акты по вопросам СМИ. В концепции проекта – расширение и усиление контроля за СМИ,  практически невыполнимые обязанности проверять всю без исключения информацию на достоверность, брать разрешение на разглашение  сведений о личной жизни («господин бизнесмен, подпишите бумагу, что можно писать о вашей судимости») и пр.

Откуда он взялся, этот очередной шедевр испуганной чиновничьей мысли?  Где и кем он высижен? Не далее, как месяц назад в Комитете по правам человека ООН не последний сотрудник Министерства информации РК сообщил высокому собранию, что министерство планирует приступить к работе над законопроектом в 2017 году. Об этих планах года два полушепотом говорили руководители прежнего Комитета информации, и мы два года предлагали: давайте вместе!

Значит, впереди снова маленькие кабинетные хитрости. Авторы, втихаря от общества соорудившие очередной кизяк, будут называть его тортом, сообщать, что – ура, слава благодетелям! — за ошибки в выходных данных больше не будут казнить издания, лукавить,  что все медийное сообщество поддержало,  — и скромно умолчат о новых путах.

Путь, конечно, накатанный, не одна нелепая добавка в злосчастный наш закон о СМИ уже прокатилась этой дорогой и обрела законную силу. Только вот к чему ведут такие «усовершенствования»? Недавние трагические события в  Алматы показывают, что граждане верят «сарафанному радио» гораздо больше, чем запоздалым суконным текстам наших изданий. И пока чиновники тужатся в благом намерении «способствовать формированию социальной ответственности журналистов и правовой культуры в медиа-сфере» (цитата из концепции законопроекта), никакие кары за распространение ложных слухов не остановят людей в поисках источников информации, альтернативных официальным.

Вы не считаете это темой для серьезного разговора, Даурен Аскербекович?

Тамара Калеева,
президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»,
врио председателя правления Союза журналистов Казахстана